ПРОКУРОР РАЗЪЯСНЯЕТ ЗАКОНДисциплинарная ответственность обучающихся Часть 4 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает возможность применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания. Подобные меры могут применяться только за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Законом предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом, закон запрещает применять подобные взыскания к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования (1-4 классы), а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Более подробно процедура применения к обучающимся мер дисциплинарного взыскания и снятие их закреплена в Приказе Министерства образования и науки РФ от 15.03.2013 №185, который вступил в силу также с 01 сентября 2013 года. Согласно установленному порядку, за каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания, при этом, не допускается применение таких мер к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия по ранее указанным причинам. До применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как мера дисциплинарного взыскания допускается за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Указанная мера дисциплинарного взыскания применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность. Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося и родителей под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания. Обучающийся или его родители вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. При этом порядок предусматривает право руководителя досрочно снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, его родителей, ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей. Разъяснены правила отчисления обучающихся за неуспеваемость Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.09.2015 N АК-2655/05 "По вопросу об отчислении обучающихся", в связи с многочисленными обращениями по вопросу об отчислении обучающихся за академическую задолженность без предоставления им в надлежащем порядке права ликвидировать указанную задолженность, даны следующие разъяснения. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее - организация), в том числе, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана (далее - неуспеваемость). Обучающимся, не выполнившим обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана признается обучающийся, не ликвидировавший в установленные сроки академическую задолженность (часть 11 статьи 58). Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин (часть 2 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ). Если обучающийся получил неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) или не прошел промежуточную аттестацию при отсутствии уважительных причин, то организация не вправе отчислить обучающегося за неуспеваемость сразу после указанной промежуточной аттестации. Такому обучающемуся должна быть предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. Сроки прохождения обучающимся промежуточной аттестации определяются организацией. Возможность пройти промежуточную аттестацию не более двух раз предоставляется обучающемуся, который уже имеет академическую задолженность. Таким образом, указанные два раза представляют собой повторное проведение промежуточной аттестации или, иными словами, проведение промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности. Если повторная промежуточная аттестация в целях ликвидации академической задолженности проводится во второй раз, то для ее проведения образовательная организация обязана создать комиссию. При ситуации, когда на момент окончания курса обучающийся не прошел промежуточную аттестацию по уважительным причинам, либо на этот момент обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, и не истекли установленные организацией сроки повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, то обучающийся переводится на следующий курс условно. Таким образом, обучающийся может быть отчислен за неуспеваемость только в следующем случае: обучающийся имеет неликвидированную академическую задолженность, организацией были дважды установлены сроки для прохождения повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности, обучающийся не ликвидировал академическую задолженность в установленные сроки. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной аттестации (в том числе повторной промежуточной аттестации в целях ликвидации академической задолженности). Административная ответственность за нарушение прав несовершеннолетних в области связи и информации Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина. Для обеспечения реализации права несовершеннолетнего на всемерную защиту, в том числе, и от действий родителей (иных законных представителей), иных граждан, должностных и юридических лиц законодательством предусмотрено применении к виновным лицам мер ответственности. Как известно, административная ответственность наступает за совершение противоправного, виновного действия (бездействия) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. В виду стремительного развития информационного пространства в частности, информационно-телекоммуникационной сети Интернет, вопрос совершения правонарушений в указанной сфере является наиболее острым. К административным правонарушениям в области связи и информации относятся, в частности, злоупотребление свободой массовой информации и нарушение порядка изготовления или распространения продукции средства массовой информации. Согласно ч. 3 ст. 13.15 КоАП РФ незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, (например, о детях, признанных потерпевшими в результате совершения преступлений)- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения (в случае, если эти деяния не образуют состав преступления). Согласно ч. 2 ст. 13.21 КоАП РФ нарушение установленного порядка распространения среди детей продукции СМИ, содержащей информацию, причиняющую вред их здоровью и (или) развитию, (за исключением вышеуказанных случаев), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 3 000 рублей; на должностных лиц - от 5 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 20 000 до 200 000 рублей (с конфискацией предмета административного правонарушения). Следует отметить, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, при этом назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Обязанность родителей содержать несовершеннолетних детей Статьей 80 Семейного кодека Российской Федерации (далее - СК РФ) закреплена обязанность родителей содержать своих несовершеннолетних детей. Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) и выплачивать алименты в добровольном порядке. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке. Алименты на несовершеннолетних детей взыскиваются судом с их родителей ежемесячно в размере: на одного ребенка - одной четверти, на двух детей - одной трети, на трех и более детей - половины заработка и (или) иного дохода родителей. Статья 111 СК РФ обязывает лицо, выплачивающее алименты в трехдневный срок сообщить судебному приставу - исполнителю о перемене места работы или жительства и о наличии дополнительного заработка или иного дохода. При неисполнении указанной обязанности лицо может быть привлечено к административной ответственности по ст. 17.14КоАП РФ. В силу ст. 113 СК РФ если лицо, обязанное уплачивать алименты не работает либо не предоставляет в службу судебных приставов документы, подтверждающие его заработок, задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации, которая в настоящее время составляет 34380 рублей. Согласно ст. 115 СК РФ при образовании задолженности по вине лица, обязанного уплачивать алименты по решению суда, виновное лицо уплачивает получателю алиментов неустойку в размере одной второй процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки. Уточнен порядок проведения ЕГЭ для отдельных категорий учеников Приказом Минобрнауки России от 07.07.2015 № 693 «О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400» уточнен порядок проведения ЕГЭ для отдельных категорий учеников: выпускников прошлых лет, лиц с ограниченными возможностями здоровья и др. Определено, что выпускники прошлых лет для участия в ЕГЭ подают заявление, с указанием выбранных учебных предметов, до 1 февраля в места регистрации на сдачу ЕГЭ. После 1 февраля заявление принимается по решению ГЭК только при наличии у заявителя уважительных причин (болезни или иных обстоятельств, подтвержденных документально) не позднее чем за две недели до начала экзаменов. Такой же порядок предусмотрен и для лиц, получающих среднее профессиональное образование, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в иностранных организациях для участия в ЕГЭ. Такие лица при подаче заявления предъявляют подтверждающие справки из образовательной организации, в которой они проходят обучение. Выпускникам прошлых лет, изъявившим желание повторно участвовать в ЕГЭ по русскому языку и (или) математике профильного уровня, право сдавать ЕГЭ по соответствующим учебным предметам предоставляется не ранее 1 сентября текущего года. Для участия в ГИА не ранее 1 сентября текущего года обучающиеся и выпускники прошлых лет не позднее чем за две недели до начала соответствующих экзаменов подают заявление с указанием выбранных обязательных учебных предметов, уровня ЕГЭ по математике в места, определенные региональными органами власти в сфере образования. Установлено также, что обучающимся и выпускникам прошлых лет, получившим неудовлетворительный результат по учебным предметам по выбору, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее чем через год. Ранее такие лица могли пересдавать данные предметы с 1 сентября текущего года. О некоторых правах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Согласно пункту 6 ст. 86 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, при поступлении в организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества. Приказ Министра обороны РФ № 666, Минобрнауки РФ № 249 от 10.07.2009 «Об организации деятельности учебных военных центров, факультетов военного обучения и военных кафедр при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» также предусматривает преимущественное право при проведении основного отбора, которым пользуются кандидаты из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый ребенок имеет право на образование Статьей 43 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Статьей 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» определено, что право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В силу ч. 4 ст. 67 указанного Федерального закона в приеме в образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. Родительская плата - это плата, вносимая родителями за оказание общеобразовательными учреждениями услуг по присмотру и уходу за детьми. Родительская плата вносится родителями на лицевой счет образовательного учреждения ежемесячно с момента заключения договора между дошкольным учреждением и родителями до окончания срока его действия. Начисляется родительская плата за истекший месяц до 10-го числа текущего месяца. Порядок взыскания задолженности с родителей в случае несвоевременного внесения родительской платы определяется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, регулируется Положением о порядке расчета, взимания родительской платы, договором между образовательным учреждением и родителями. Долг по родительской плате может быть взыскан в судебном порядке. При наличии действующего договора между учреждением и родителями, должностные лица не имеют права отказывать в приеме детей в детский сад, в связи с образовавшейся задолженностью родительской платы. Что такое экстремистская деятельность (экстремизм) Согласно статье 1 Федерального закона № 114 от 25.07.2002 «О противодействии экстремистской деятельности» под экстремистской деятельностью подразумевается:- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации
- публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;
- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;
- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;
- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;
- совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;
- публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
- публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
- организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;
- финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.
Можно ли изменить имя ребенку? Ответ на данный вопрос можно получить, ознакомившись с положениями статьи 59 Семейного кодекса Российской Федерации. Согласно указанной статье по совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя. Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребенок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребенка и с учетом мнения другого родителя. Учет мнения родителя не обязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребенка. Если ребенок рожден от лиц, не состоящих в браке между собой, и отцовство в законном порядке не установлено, орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить его фамилию на фамилию матери, которую она носит в момент обращения с такой просьбой. Изменение имени и (или) фамилии ребенка, достигшего возраста десяти лет, может быть произведено только с его согласия. В каком порядке несовершеннолетнего могут признать эмансипированным и чья это компетенция? В соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно положениям главы 32 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным рассматривается судом с участием заявителя, родителей (одного из родителей), усыновителей (усыновителя), попечителя, а также представителя органа опеки и попечительства, прокурора. Суд, рассмотрев по существу заявление об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным, принимает решение, которым удовлетворяет или отклоняет просьбу заявителя. При удовлетворении заявленной просьбы несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, объявляется полностью дееспособным (эмансипированным) со дня вступления в законную силу решения суда об эмансипации. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда. Возможно ли трудоустройство в образовательную организацию при наличии судимости за причинение побоев, то есть за совершение преступления небольшой тяжести против здоровья? Федеральным законом от 23.12.2010 года № 387-ФЗ, Федеральным законом от 31.12.2014 года № 489-ФЗ в статью 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) внесены существенные изменения, касающиеся лиц, которые не могут быть допущены к педагогической деятельности. Согласно данной статье ТК РФ к педагогической деятельности не могут быть допущены лица:- лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи;
- имеющие неснятую или непогашенную судимость за иные умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Глава 55 ТК РФ также дополнена статьей 351.1, которая установила запрет на допуск вышеуказанных лиц к трудовой деятельности по работе с детьми в сфере образования, воспитания, развития, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства.
Федеральным законом от 31.12.2014 года № 489-ФЗ статья 331 ТК РФ дополнена частью 3, в силу которой лица, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, могут быть допущены к педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности. Творчество или вандализм? Потребность в самовыражении является одним из проявлений творческого потенциала человека и современный мир предоставляет ему в этом большие возможности. Облик большого современного города уже невозможно представить без рисунков, нанесенных способом распыления краски (граффити). Большая часть граффити рисуется подростками. Однако, в некоторых случаях такие действия могут расцениваются не как искусство, а как преступление. Словарь русского языка определяет вандализм как бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. Статьей 214 Уголовного кодекса РФ за вандализм предусмотрена ответ-ственность в виде штрафа, обязательных работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные группой лиц, а равно по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы наказываются ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. Объективная сторона данного преступления состоит в совершении таких действий, как осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества. Термин «осквернение» означает опозорение, подвергание поруганию, унижению. Действия вандалов заключаются в нанесении на здания, сооружения надписей, рисунков циничного, непристойного изображения и т.д. Порчей является и нанесение на здания, заборы, ограждения в общественных местах надписей и рисунков, не оскорбляющих общественную нравственность, например граффити, надписи политического, религиозного содержания. За совершение таких действий может быть привлечено лицо, достигшее четырнадцати лет. Кроме того, если подобные действия не повлекли причинение значительного ущерба, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.17 КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества», влекущей наложение административного штрафа в размере от 300 до 500 руб., и ст. 20.1 «Мелкое хулиганство» КоАП РФ, влекущей наложение административного штрафа в размере от 500 до 1000 руб. или административному аресту на срок до 15 суток. Таким образом, реализация творческого потенциала в ненадлежащем месте может обернуться серьезным штрафом, а то и привлечением к уголовной ответственности. Особенности труда несовершеннолетних Статьей 265 Трудового кодекса РФ установлен запрет применения труда лиц в возрасте до восемнадцати лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами, материалами эротического содержания). Запрещаются переноска и передвижение работниками в возрасте до восемнадцати лет тяжестей, превышающих установленные для них предельные нормы. В соответствии со ст. 267 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время. Запрещаются направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни работников в возрасте до восемнадцати лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений) (ст. 268 ТК РФ). Согласно ст. 269 Трудового кодекса РФ расторжение трудового договора с работниками в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации или прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) помимо соблюдения общего порядка допускается только с согласия соответствующей государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Некоторые вопросы защиты прав несовершеннолетних В целях охраны и защиты интересов несовершеннолетних, 05.04.2013 принят Федеральный закон №50-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части ограничения распространения информации о несовершеннолетних, пострадавших в результате противоправных действий (бездействия)». Так, в соответствии с внесенными изменениями, согласно требований части 6 статьи 4, частей 4 и 5 статьи 41 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», запрещается распространять в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего. Соответствующая информация может публиковаться в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, пострадавшего в результате противоправных действий при следующих условиях: - с согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, и его законного представителя; - с согласия законного представителя несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста; - без согласия несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста, или законного представителя, если получить это согласие невозможно либо если законный представитель является подозреваемым или обвиняемым в совершении данных противоправных действия. Распространение в СМИ и в информационно-телекоммуникационных сетях информации в части, относящейся к несовершеннолетнему потерпевшему от преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности, допускается только в целях расследования преступления, установления лиц, причастных к совершению преступления, розыска пропавших несовершеннолетних в объеме, необходимом для достижения указанных целей, и с соблюдением требований, установленных статьями 161 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния влечет привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст.13.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – злоупотребление свободой массовой информации. Изменения в Правилах перевозки детей автобусами Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 № 652 в некоторые акты Правительства внесены изменения, направленные на совершенствование правил организованной перевозки группы детей автобусами. В соответствии с новыми изменениями под организованной перевозкой группы детей понимается перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их законных представителей, за исключением случая, когда законные представители (или один представитель) являются назначенными сопровождающими или назначенным медицинским работником. Также корректируется перечень документов, наличие которых необходимо для осуществления организованной перевозки группы детей. Внесенными изменениями ужесточаются требования к водителям автобусов, осуществляющих организованную перевозку группы детей. Теперь к перевозке группы детей допускаются водители, соответствующие следующим требованиям: - имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 3-х календарных лет; - не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года; - прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей; - прошедшие предрейсовый медицинский осмотр. Руководитель или должностное лицо организации, ответственные за обеспечение безопасности дорожного движения, должны обеспечить подачу уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции в случае, если организованная перевозка группы детей осуществляется одним или двумя автобусами, или заявки на сопровождение автомобилями Госавтоинспекции транспортных колонн в случае, если указанная перевозка осуществляется в составе не менее 3-х автобусов. Подача уведомления об организованной перевозке группы детей в подразделение Госавтоинспекции осуществляется не позднее 2 дней до дня начала перевозки. Порядок подачи таких уведомлений устанавливается Министерством внутренних дел Российской Федерации. Предусматривается, что при организованной перевозке группы детей автобусами запрещено допускать в автобус или перевозить в нем лиц, не включенных в списки назначенных сопровождающих и список детей, кроме назначенного медицинского работника. Ответственность за осуществление экстремистской деятельности Законодательством о противодействии экстремистской деятельности предусмотрена ответственность общественных и религиозных объединений, иных организаций за осуществление экстремистской деятельности, одновременно ограничивающая права их руководителей или членов руководящих органов. При этом под экстремистской деятельностью (экстремизм) понимается деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на публичное оправдание терроризма; возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования; органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций. Статьей 9 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 25.07.2002 № 114-ФЗ установлено, что в случае осуществления общественным или религиозным объединением, либо иной организацией экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, соответствующие общественное или религиозное объединение либо иная организация могут быть ликвидированы, а деятельность соответствующего общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, может быть запрещена по решению суда. Вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о ликвидации или запрете деятельности организации в связи с ее причастностью к экстремистской деятельности или терроризму является основанием для включения информации об организации в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Кроме того, 31.12.2014 внесены изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ, установившие запрет быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации лицу, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности. Указанный запрет действует в течение десяти лет со дня вступления в законную силу решения суда о ликвидации или запрете деятельности организации. В целях борьбы с экстремистскими проявлениями российским законодательством предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступлений экстремистской направленности. К числу таких преступлений относятся преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (например, статьями 280, 282, 282.1, 282.2 УК РФ, п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с пунктом «е» части 1 статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации признаются обстоятельством, отягчающим наказание. Совершение подобных преступлений влечет наказание в виде лишения свободы на определенный срок, а в случае убийства по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы – пожизненное лишение свободы. Изменен порядок обеспечения детей-сирот жильем Федеральным законом от 29.07.2018 № 267-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поправками введен ряд дополнительных мер по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей. Так, на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, распоряжения ими. Кроме того, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список лиц данной категории, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет. Осуществление контроля за своевременной подачей таких заявлений возлагается на органы опеки и попечительства. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список. Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению порядка формирования списка детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае: предоставления им жилых помещений; утраты ими оснований, для предоставления благоустроенных жилых помещений; прекращения у них гражданства Российской Федерации и в иных случаях. Поправками в ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних. Дополнениями в ст. 109.1 ЖК РФ определено, что в жилые помещения, предоставленные лицам из числа детей-сирот по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения. Вводится возможность приобретать жилые помещения для детей-сирот у физических лиц, являющихся собственниками этих помещений, путем проведения запроса предложений. Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2019. В Семейный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которыми уточнен порядок выплаты и размер неустойки за несвоевременную уплату алиментов Федеральным законом от 29.07.2018 № 224 – ФЗ «О внесении изменений в статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации» уточнен порядок выплаты и размер неустойки за несвоевременную уплату алиментов. Если ранее в ст.114 СК РФ законодательно была закреплена возможность освобождения от уплаты только задолженности по алиментам, то теперь освобождение возможно и от задолженности по уплате неустойки за несвоевременную уплату алиментов. Так, в случае, если алименты выплачиваются по соглашению сторон, то освобождение, как от самой задолженности, так и от неустойки возможно по взаимному согласию сторон. Исключение составляют случаи неуплаты алиментов на несовершеннолетних детей. Кроме того, суд по иску лица, обязанного уплачивать алименты, может освободить его от задолженностей при наличии болезни этого лица или по другим уважительным причинам и, если его материальное и семейное положение не дает возможности погасить образовавшиеся задолженности. Указанным федеральным законом уменьшен до одной десятой процента от суммы невыплаченных алиментов за каждый день просрочки размер неустойки при образовании по вине лица задолженности по уплате алиментов (ранее размер составлял одну вторую процента). Также размер неустойки за несвоевременную уплату алиментов может быть уменьшен судом с учетом материально и (или) семейного положения лица, обязанного уплачивать алименты, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства по уплате алиментов. В измененной редакции статьи 114 и 115 Семейного кодекса Российской Федерации действуют с 10.08.2018. Об ответственности несовершеннолетних велосипедистов Велосипед, согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, является транспортным средством и, как правило, движение велосипедистов по автодорогам запрещается. Правилами дорожного движения разрешено движение на велосипедах по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. В случае отсутствия велодорожек и тротуаров разрешено движение по правому краю проезжей части или обочине. Дети в возрасте до 14 лет могут передвигаться на велосипедах только по тротуарам, пешеходным, велосипедным и велопешеходным дорожкам, а также в пределах пешеходных зон. Движение по обочинам и дорогам велосипедистам младше 14 лет запрещено. Нарушение правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, влечет административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 12.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, практически за любое нарушение правил дорожного движения, допущенное при движении на велосипеде, управляющее им лицо может быть привлечено к административному наказанию в виде административного штрафа в размере 800 рублей. Однако, в данном случае, на основании части 3 статьи 24.5 Кодекса, производство по делу об административном правонарушении должно быть прекращено в связи с не достижением возраста привлечения к административной ответственности. Подробнее с документами можно ознакомиться на сайте – Консультант-плюс, на официальном интернет-портале правовой информации. Вступил в силу новый Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха Со 2 сентября 2018 года вступил в силу новый Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 июня 2018 № 327н, которым ужесточены требования по организации медицинских услуг детям во время их пребывания в организациях отдыха и оздоровления. В частности, в перечень медицинских противопоказаний для направления несовершеннолетних в организации отдыха и оздоровления включены, в том числе, наличие контакта с инфекционными больными в течение 21 календарного дня перед заездом, отсутствие профилактических прививок в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий, хронические заболеваниями, требующие соблюдения назначенного лечащим врачом режима лечения (диета, прием лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания) (для детских лагерей палаточного типа). Порядком регламентировано, что несовершеннолетним во время оздоровления и отдыха в организациях гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. Организация оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и отдыха в организациях осуществляется этими организациями. При этом, определено, что первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним оказывается в медицинском пункте организации медицинскими работниками, состоящими в штате организации, и (или) на основании договора возмездного оказания медицинских услуг, заключенного между организацией и медицинской организацией. Введены критерии для назначения на должность врача -педиатра, врача общей практики (семейного врача) медицинского пункта, фельдшера, медицинской сестры, медицинской сестры диетического медицинского пункта. Также, закреплено, что оснащение медицинского пункта и его обеспечение необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями является обязанностью организации отдыха и оздоровления. Конкретизированы требования к помещениям медицинского пункта. Введены требования к комплектованию медицинскими изделиями укладки для оказания первой помощи в детских лагерях палаточного типа с численностью несовершеннолетних менее 100 чел. и т.д. Действовавший ранее приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 363н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха» признан утратившим силу. . О требованиях по обеспечению безопасности детских игровых и спортивных площадок Игровые и спортивные площадки во дворах жилых домов, в детских садах и школах - излюбленное место развлечения детей всех возрастов. Однако в последнее время в средствах массовой информации всё чаще появляются сообщения о травмировании детей на таких площадках, батутах, аттракционах, каруселях и иных развлекательных объектах. Большинство несчастных случаев являются результатом небезопасной конструкции оборудования, плохой организации его эксплуатации и отсутствия контроля со стороны ответственных лиц. Следует отметить, что нормативные требования к безопасности игрового оборудования на детских площадках определены в 14 государственных стандартах. Следовательно, полный перечень требований достаточно обширен. Приведу в качестве примера некоторые из них. Поскольку уровень технической оснащённости детских игровых площадок различен, законом предусмотрены особые нормативы как по оборудованию площадок в целом, так и по проектированию, установке и эксплуатации механизированных аттракционов и других развлекательных конструкций. Главное требование к детской игровой площадке и всем видам оборудования на ней - обеспечение максимальной безопасности ребёнка, минимизация возможности несчастного случая, получения травмы или увечья. Что же должно быть на детской площадке? Во-первых, у каждой игровой площадки должен быть паспорт безопасности - эксплуатационный документ, определяющий правила эксплуатации оборудования и отражающий сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) оборудования, гарантии и сведения о его эксплуатации в течение назначенного срока службы. Кроме того, на детской игровой площадке должна быть размещена информация в виде таблички (пиктограммы), содержащая:- - правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу);
- - номера телефонов службы спасения, скорой помощи;
- - номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.
Конструкция оборудования площадки должна иметь оснащение перилами и ограждениями, препятствующими падению детей, а также не должна допускать застревание тела, частей тела или одежды ребенка. Поверхности платформ, проходов, трапов и лестниц игрового оборудования должны исключать скольжение при любых погодных условиях. Ответственность за обеспечение безопасного функционирования детской игровой площадки несёт её эксплуатант - общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования. В зависимости от собственника и местоположения детской площадки эксплуатантом могут быть: администрация муниципалитета, организация, осуществляющая управление многоквартирным жилым домом, администрация образовательного учреждения и др. Ответственность за нарушение такими лицами требований технических регламентов при монтаже и эксплуатации детских игровых площадок предусмотрена ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов). Наказание за совершение указанного правонарушения предусмотрено в виде административного штрафа для граждан в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей; для должностных лиц - от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; для индивидуальных предпринимателей - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, для юридических лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. Если нарушение требований государственных стандартов при эксплуатации детских площадок повлекло причинение вреда жизни или здоровью граждан, либо угрозу его причинения, виновное лицо ждёт более строгое наказание - в виде штрафа для граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. рублей, для должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей, для индивидуальных предпринимателей от 30 тыс. до 40 тыс. рублей, для юридических лиц - от 300 тыс. до 600 тыс. рублей. При этом санкция статьи предусматривает возможность конфискации предметов административного правонарушения. . Обучающиеся, отказавшиеся дать согласие на обработку персональных данных, проходят государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего образования в особом порядке В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - Порядок) определяет формы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее - ГИА), участников, сроки и продолжительность проведения ГИА, требования к использованию средств обучения и воспитания, средств связи при проведении ГИА, требования, предъявляемые к лицам, привлекаемым к проведению ГИА, порядок проверки экзаменационных работ, порядок подачи и рассмотрения апелляций, изменения и (или) аннулирования результатов ГИА. Так, для обучающихся, отказавшихся дать согласие на обработку персональных данных, государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования (ГИА-9) может быть организована без внесения их персональных данных в федеральную и региональные информационные системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего образования. Для сдачи ГИА-9 названные выше лица подают заявление в государственную экзаменационную комиссию субъекта РФ с просьбой предоставить возможность пройти ГИА-9 без обработки их персональных данных. Экзаменационная комиссия принимает решение о допуске данного обучающегося к сдаче ГИА-9 без внесения персональных данных о нем в информационные системы, а также определяет для него пункт проведения экзамена, аудиторию и место. Решение экзаменационной комиссии оформляется протоколом. Данный протокол направляется в пункт проведения экзамена. Для указанной категории граждан экзамен проводится в штатном режиме за исключением того, что в бланке регистрации не указываются данные о документе, удостоверяющем личность. Все сопроводительные документы оформляются вручную. После проведения экзамена работу обучающегося упаковывают в отдельный конверт и доставляют в экзаменационную комиссию. Проверка экзаменационных работ таких обучающихся относится к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования. Об ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, за унижение человеческого достоинства Внесены изменения в Уголовный кодекс РФ (вступили в силу с 07.01.2019) и Кодекс РФ об административных правонарушениях (вступили в силу с 08.01.2019) в части ответственности за возбуждение ненависти либо вражды, а равно за унижение человеческого достоинства. Ряд правонарушений в этой сфере переведен из разряда преступлений в разряд административных проступков. Так, административная ответственность установлена за действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием СМИ либо сети Интернет, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (ст. 20.3.1 КоАП РФ). Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 20 тысяч рублей, или обязательные работы на срок до 100 часов, или административный арест на срок до 15 суток; на юридических лиц – от 250 до 500 тысяч рублей. Аналогичные действия, совершенные гражданином в течение одного года после его привлечения к административной ответственности по ст. 20.3.1 КоАП РФ, влекут уголовную ответственность по ст. 282 УК РФ, которая изложена в новой редакции. Преступление наказывается штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 2 до 3 лет, либо принудительными работами на срок от 1 года до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок от 2 до 5 лет. Следует отметить, что возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства является преступлением независимо от того, привлекалось ли ранее лицо к административной ответственности за подобные действия, если они совершены с применением насилия или с угрозой его применения либо лицом с использованием своего служебного положения либо организованной группой. Причем такое преступление влечет более строгое уголовное наказание. Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://consultant.ru, официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru Правовое регулирование труда несовершеннолетних Трудовое законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации устанавливает гарантии трудовых прав и свобод несовершеннолетних. Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации (далее ТК РФ) вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие шестнадцати лет, а в ряде случаев, не достигшие указанного возраста. Статьёй 63 ТК РФ установлено, что лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, вправе заключить трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью, а продолжающие обучение лица, в случае если работа не создает препятствия для освоения образовательной программы. Оформить трудовые отношение может и лицо, достигшее четырнадцати лет, однако только с письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства. С лицами, не достигшими этого возраста, заключение трудового договора допускается в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. В таком случае разрешение органа опеки и попечительства должно содержать сведения о максимально допустимой продолжительности ежедневной работы и других условий, в которых может выполняться работа. Одним из основных прав в сфере труда несовершеннолетних работников является установление сокращенной еженедельной продолжительности рабочего времени:- в возрасте до 16 - не более 24 часов;
- от 16 до 18 лет - не более 35 часов.
В соответствии со ст. 94 ТК РФ продолжительность ежедневной работы не может превышать 5 часов для несовершеннолетних в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет (для обучающихся 2,5 часа) и 7 часов - в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет (для обучающихся 4 часа). У несовершеннолетних работников имеются и другие права в сфере трудовых отношений. Так, например, при приеме на работу им не устанавливается испытание, они не привлекаются к сверхурочным работам, к работам в выходные и нерабочие праздничные дни, в ночное время (за исключением участвующих в создании и (или) исполнении художественных произведений). В порядке ст. 267 ТК РФ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 31 календарный день предоставляется несовершеннолетним в удобное время, замена его денежной компенсацией и отзыв из отпуска запрещен. Следует отметить, что работники в возрасте до восемнадцати лет несут полную материальную ответственность лишь за умышленное причинение ущерба, а также его причинение в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в результате совершения преступления или административного правонарушения. При выдаче красного аттестата будут учитывать результаты ЕГЭ Минпросвещения РФ изменило правила заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем образовании и их дубликатов. Теперь аттестат с отличием будут получать только те выпускники, которые не только учились на отлично, но и сдали ЕГЭ по русскому языку и математике не менее чем на 70 баллов. Ведомство также уточнило запись названий учебных предметов «Родной язык», «Родная литература» и условия успешного прохождения государственной итоговой аттестации (далее ГИА). Так, Приказом Министерства просвещения РФ от 17.12.2018 № 315 «О внесении изменений в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.02.2014 № 115» изложены изменения, которые вносятся в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов. Так, абзац десятый пункта 5.3 Порядка изложен в следующей редакции: «Названия учебных предметов «Родной язык», «Родная литература», «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» уточняются записью (в скобках), указывающей, какой родной или иностранный язык изучался выпускником». Кроме того, пункт Порядка 21 изложен в следующей редакции: «Аттестат об основном общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (набравшим по сдаваемым учебным предметам минимальное количество первичных баллов). Аттестат об основном общем образовании с отличием и приложение к нему выдаются выпускникам 9 класса, завершившим обучение по образовательным программам основного общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (набравшим по сдаваемым учебным предметам минимальное количество первичных баллов), и имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне основного общего образования. Аттестат о среднем общем образовании и приложение к нему выдаются лицам, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования и успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (набравшим по обязательным учебным предметам при сдаче единого государственного экзамена (за исключением ЕГЭ по математике базового уровня) количество баллов не ниже минимального, определяемого Рособрнадзором, а при сдаче государственного выпускного экзамена и ЕГЭ по математике базового уровня получившим отметки не ниже удовлетворительной (3 балла). Аттестат о среднем общем образовании с отличием и приложение к нему выдаются выпускникам 11 (12) класса, завершившим обучение по образовательным программам среднего общего образования, имеющим итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам учебного плана, изучавшимся на уровне среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию (без учета результатов, полученных при прохождении повторной государственной итоговой аттестации) и набравшим:- не менее 70 баллов на ЕГЭ соответственно по русскому языку и математике профильного уровня или 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня;
- в случае прохождения выпускником 11 (12) класса государственной итоговой аттестации в форме ГВЭ - 5 баллов по обязательным учебным предметам;
- в случае выбора выпускником различных форм прохождении государственной итоговой аттестации (ЕГЭ и ГВЭ) - 5 баллов по сдаваемом обязательному учебному предмету в форме ГВЭ и ЕГЭ по математике базового уровня, а также не менее 70 баллов по сдаваемому обязательному учебному предмету в форме ЕГЭ».
Подробнее с документом можно ознакомиться на сайте КонсультантПлюс - http://consultant.ru Установлена административная ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или резервированию квотируемых рабочих мест для несовершеннолетних Законом Тюменской области от 29.11.2018 № 115 внесены изменения в Кодекс Тюменской области об административной ответственности, он дополнен статьей 3.27.1. В соответствии с принятыми изменения с 1 марта 2019 года установлена административная ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или резервированию квотируемых рабочих мест для лиц в возрасте от 14 до 18 лет, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей либо объявления предупреждения. Рассматривать дела о таких административных правонарушениях и налагать взыскания будут административные комиссии органов местного самоуправления. Составлять протоколы о совершении административных правонарушений, предусмотренных ст. 3.27.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности, вправе должностные лица органов местного самоуправления и муниципальных организаций городских округов и муниципальных районов, главы администраций сельских поселений (их заместители). Увеличен размер выплат на детей-инвалидов Указом президента РФ от 07.03.2019 № 95 с 01.07.2019 увеличивается размер ежемесячных выплат неработающим родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю), осуществляющим уход за ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы. Согласно изменениям размер ежемесячных выплат составит 10 000 рублей вместо выплачиваемых в настоящее время 5 500 рублей. Указ вступает в силу с 1 июля 2019 года. Введен в действие новый ГОСТ, закрепляющий порядок оказания услуг в организациях детского отдыха и оздоровления С 1 марта 2019 года вместо ранее действовавшего введен новый «ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления», утвержденный Приказом Росстандарта от 31.07.2018 № 444-ст, закрепивший ряд нововведений при организации отдыха и оздоровления детей. Так, введена норма предусматривающая, что деятельность организаций отдыха и оздоровления и предоставляемые в них услуги и условия жизнедеятельности должны способствовать физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности. Оговорено осуществление государственного контроля (надзора) органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, соответствие требованиям технических регламентов продовольственной и промышленной продукции, в том числе здания и сооружения, используемые организациями для оказания детям услуг отдыха и оздоровления. Изменены требования к наличию и составу документации, которые должны иметь организации отдыха и оздоровления детей. В частности установлено, что штатное расписание должно предусматривать наличие работников по обеспечению охраны. Регламентирована обязательность проведения противоклещевой обработки и мероприятий по борьбе с грызунами территории организации перед открытием. Предписан запрет на размещение в организации отдыха и оздоровления большего количества детей, чем предусмотрено санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также бесконтрольный проход на территорию организации отдыха и оздоровления посторонних лиц и самовольный уход детей. Установлена возможность допуска к работе в организации отдыха детей и их оздоровления только лиц, не имеющих установленных законодательством Российской Федерации ограничений на занятие соответствующей трудовой деятельностью, а также прошедших обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, необходимые для выполнения работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников и другие. Действовавший ранее ГОСТ Р 52887-2007. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления, утвержденный приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 № 565-ст, утратил силу. Об особенностях трудоустройства несовершеннолетних Согласно статье 63 Трудового кодекса Российской Федерации несовершеннолетние граждане вправе заключать трудовые договоры с 16 лет. В некоторых случаях, например, лица, получившие общее образование и достигшие возраста 15 лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть также заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы. В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста 14 лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровья и нравственному развитию. Не стоит забывать, что трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указывается максимальная допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа. При трудоустройстве впервые работодатель должен оформить несовершеннолетнему работнику трудовую книжку, а также предоставить в Пенсионный фонд Российской Федерации данные для регистрации несовершеннолетнего в системе персонифицированного учета. В обязательном порядке перед заключением трудового договора несовершеннолетний должен пройти медицинский осмотр, и в дальнейшем проходить его каждый год до своего совершеннолетия. Трудовой Кодекс Российской Федерации запрещает привлекать несовершеннолетних к работе с вредными и опасными условиями труда, подземным работам, а также строго запрещается устанавливать такому работнику испытательный срок. Для несовершеннолетних работников должно быть сокращено рабочее время. Информация предоставлена помощником прокурора Абатского района Тарасовой Ю.С.
Памятка для родителей "Открытые окна" (16.5 КБ) Кто для тебя твой супер герой?
Изменения в Семейном кодексе РФ (26.0 КБ)
Жестокое обращение с детьми (30.0 КБ)
Особенности труда несовершеннолетних (36.5 КБ)
Ответственность за нарушение правил перевозки детей автобусами (26.0 КБ)
Порядок и условия перевода ребенка из одного детского сада в другой (27.5 КБ)
Право родителя на получение компенсации (27.5 КБ)
Транспортная прокуратура (33.5 КБ)
Несчастный случай (12.8 КБ)
О летнем отдыхе детей (12.8 КБ)
Обязанности организации (12.3 КБ)
ЦВСНП (13.2 КБ)
О защите детей от информации, причиняющей вред.docx (12.3 КБ)
О назначении опекуна.docx (12.4 КБ)
Про мед осмотр.docx (12.5 КБ)
Перевозка детей.docx (12.2 КБ)
|